Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

Самарскому яхт-клубу в этом году исполнилось 110 лет…

История Самары

В начале февраля «Самарская газета» рассказывала о яхтсмене-ветеране Михаиле Кольцове. Дважды мастер спорта — по олимпийским и крейсерским яхтенным гонкам, четырехкратный победитель первенства СССР, четырнадцатикратный чемпион Куйбышева. В возрасте под 80 он начал собирать материал для книги об истории местного парусного спорта.

И вот в феврале книга вышла в свет, на днях состоялась ее презентация. Издание появилось как раз в год 110-летия Самарского яхт-клуба, с которого, собственно, и начинался парусный спорт в нашем городе. Вот о чем рассказывает книга со множеством старинных фотографий и таблиц, выпущенная тиражом 500 экземпляров.

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

«Охота к плаванию…»…

До начала XX века в волжских городах, как подсказывают архивные материалы, яхт- клуб был только в Саратове. Он открылся в 1876 году. Ну а другим городам на реке как же обходиться без активных физкультурных занятий на парусных судах? В феврале 1908 года в Самаре команда из 18 человек на собрании обсудила возможности для организации речного спорта. Это событие мы и считаем стартовым, от него ведем «яхтенную» летопись.

Активисты написали прошение губернатору с ходатайством об открытии яхт-клуба. В команде были люди хорошо известные: нотариус, гласный городской думы Михаил Афанасьев, купец, художник, фотограф, археолог Константин Головкин, архитектор Александр Щербачев, владелец пивоваренного завода Альфред фон Вакано, потомственный почетный гражданин Петр Сурошников и другие. Они на собственные средства приобрели купальню и переоборудовали ее в яхт-клуб. В конце апреля 1908 года городская дума приняла решение об отводе на бесплатной основе места на берегу Волги близ Струковского сада.

Яхт-клуб был открыт 28 июня 1909 года. Это был целый спорт-комплекс: там построили площадки для легкой и тяжелой атлетики, игровых видов, а также раздевалки. Действительными членами клуба могли стать лица обоего пола старше 21 года по рекомендации двух членов клуба. Молодые (учащиеся гражданских и военных учебных заведений) имели право заниматься в клубе на правах его гостей.

Возглавлял яхт-клуб командор, избираемый на два года (первым стал Михаил Афанасьев). Он отвечал за соблюдение устава и был официальным представителем организации при имущественных и иных разбирательствах. Средства предполагалось получать от сбора членских взносов, пожертвований и хозяйственной деятельности: проката инвентаря, посещения купальни и зимнего катка, устройства балов и семейных вечеров.

Устав гласил: «Яхт-клуб имеет предметом посредством распространения охоты к плаванию на гребных, парусных, паровых, моторных и других судах:

а) обучать управлению этими судами;
б) улучшать их постройки;
в) следить за изменением фарватера реки Волги, узнавать причины образования отмелей и перекатов с указанием средств к устранению их образования.

Имея в виду означенные цели, клуб учреждает гонки судов, устраивает беседы по предметам, относящимся к плаванию на судах, содержит мастерскую для постройки судов. Со временем, при развитии средств клуба, устраивает школу для обучения молодых людей управлению судами, с правами шкиперов (кормчих), на что должно быть испрошено в свое время разрешение Правительства, и учреждает постоянную спасательную станцию на реке Волге, для содействия Обществу подаяния помощи погибающим при крушении судов.

Кроме того, клуб ставит своей задачей вообще развитие всякого рода спорта, как то: охотничьего, рыболовного, автомобильного, гимнастического, лыжного, конькобежного и других».

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

Первые гонки…

Газета «Голос Самары» 21 августа 1909 года анонсировала: «6 сентября в самарском речном яхт-клубе устраивается третья гонка парусных, гребных и моторных судов, с выдачей призов. Для ознакомления с правилами гонок на 23 августа назначено эскадренное, то есть совместное, плавание парусных судов всех классов под наблюдением гоночной комиссии. Приветствуя все увеличивающуюся деятельность речного яхт-клуба, мы надеемся, что самарская публика отнесется с полным интересом и деятельным участием к нашему молодому учреждению, преследующему столь полезные с общественной точки зрения начинания в развитии спорта».

8 сентября тот же «Голос Самары» опубликовал отчет о проведенных гонках: «В воскресенье самарский речной яхт-клуб представлял оживленную картину. Чудная солнечная погода привлекла много публики. В состязании принимали участие лодки парусные и гребные. Дистанция гребных гонок — 480 саж., причем приходилось идти один раз по течению и два раза против. Дистанция для парусных — около 2,5 версты.

По данному выстрелу из ружья сначала пускаются парусные суда, представляющие красивое зрелище. Словно гигантские птицы с белыми крыльями. Затем были пущены однопарки в количестве шести лодок, четыре трехпарки и две двухпарки. По очереди их выстраивали в ряд перед стартом, и по данному сигналу гребцы дружно брались за весла. Не совсем благополучно заканчивают состязания парусные суда. Подойдя к первому пункту, «Нимфа» (ехал владелец) легла парусами, зачерпнув воды. Спортсмены спаслись на «Шквале».

Эта авария затянула состязание, дав следующие результаты: «Альбатрос» провел дистанцию в 38 мин. 36 сек.; «Шквал» — 48 мин. 13 сек.; «Первенец» — 38 мин. 25 сек.; «Фея» — 57 мин.; «Опеткин» — 51 мин.; «Нимфа» — без места. После состязаний, под звуки военного оркестра, происходила раздача призов».

Это был первый газетный отчет о яхтенных и гребных гонках в Самаре.

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет
Яхт-клуб в Самаре. 1929 год…

Приз из Петербурга…

В 1910 году наш яхт-клуб уже проводил занятия не только по управлению парусами и гребле, но и по конькам, лыжам, буерному спорту, фигурному катанию, лаун-теннису, гимнастике. Был открыт воздухоплавательный отдел.

26 мая 1910 года клуб зазывал публику на страницах газеты: «Обращаем внимание любителей спорта и просто тех, кто хочет провести несколько часов вне городской пыли и шума, на устраиваемые сегодня яхт-клубом прогулки на общественных и частных судах вверх по Волге. Подобное начинание является первым почином яхт- клуба в этом отношении, которое нельзя не приветствовать.

В особенности желательно, чтобы приняла возможно большее участие учащаяся молодежь. Хотя наш яхт-клуб насчитывает всего год своего существования, тем не менее ему уже есть чем гордиться. Так, им установлены ежегодные гонки для волжских яхт- клубов с ценными переходящими призами. Единственный из всех провинциальных учреждений подобного рода, принимал он участие в юбилейных гонках С.-Петербургского Императорского Российского яхт-клуба и взял даже на своем судне «Соперник» юбилейный приз. Кроме того, в своей гавани он имеет суда, которыми может справедливо гордиться.

Помимо целого ряда моторных лодок и яхт, собственных и частных лиц, там стоит теперь моторная лодка члена клуба П.Н. Полякова, делающая в час более 40 верст. Она идет до Барбошиной поляны всего 18 минут! В гавани же стоит превосходная яхта того же владельца, взявшая недавно на петербургских гонках первый приз. Таким образом яхт-клуб понемногу прививает идею спорта и привычку к нему в самарском обществе, которое должно всеми мерами поддерживать начинание благородное и во всех отношениях полезное».

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

Прирастали разными видами спорта…

В 1911 году при самарском яхт-клубе, открытом двумя годами ранее, культивировалось все больше видов спорта. Открылись секции футбола, фехтования, шахмат, тяжелой и легкой атлетики. Очень популярны были гонки на лыжах. Ну а летом, конечно же, многие стремились на воду.

Самарский речной яхт-клуб пригласил из Санкт-Петербурга в качестве спортивного инструктора Дмитрия Харитонова. Начал он с того, что организовал в городе футбольную команду. Первые матчи в Самаре состоялись 11 и 18 сентября 1911 года, соперничали яхт- клуб и вторая мужская гимназия.

Дмитрий Харитонов — это целая эпоха в самарском спорте. Он был играющим тренером футбольной команды, одним из лучших лыжников и постоянным участником городских и поволжских яхтенных регат. В советское время участвовал в чемпионате СССР по парусным гонкам, был призером Поволжской парусной регаты 1937 года. Спортом он занимался до глубокой старости, а ушел из жизни в возрасте 101 года.

Еще одна знаковая фигура в истории становления самарского яхт-клуба и водного спорта — купец Петр Поляков. В 1912 году он был избран клубным командором. Его яхта «Фриски» выиграла соревнования в Саратове и Санкт- Петербурге, а мотолодка — кубок в Монако. Он построил для Самары красивейшее сооружение на воде — летний яхт-клуб, «который снабжен всеми удобствами, а также громадной крытой верандой, единственной в городе, где самарский житель может посидеть и полюбоваться Волгой».

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет
Самара. Самарский яхт-клуб. Фотография. ~1930 год…

Гимназист стал легендой самарского яхтинга…

В 1913 году был зарегистрирован новый устав яхт-клуба. Зимой проводили тренировки и соревнования по лыжам и конькам, боксу, борьбе, фехтованию и стрельбе. Конькобежные состязания проходили на катке, который располагался на месте нынешнего Дома промышленности на пересечении улиц Куйбышева и Красноармейской. А лыжные гонки — на Коровьем острове при впадении реки Самары в Волгу и на Рождественской Воложке. На Пушкинском катке за драмтеатром и на аллеях Струковского сада устраивались массовые катания с иллюминацией и музыкой. Ездить на санках отправлялись на Александровский спуск (ныне улица Вилоновская).

К яхтенному сезону — 1913 года были куплены и построены новые гоночные суда. В том же году заявил о себе самарский гимназист Николай Мясников. Он построил по уменьшенным чертежам швертбот «Тяп-Ляп» длиной 10 футов два дюйма, шириной три фута пять дюймов, парусностью около 70 квадратных футов. Имя это со временем стало легендой яхтинга, Николай Мясников был победителем множества соревнований, заслуженным мастером спорта, чемпионом Советского Союза 1928 и 1936 годов.

И сегодня каждый год летом на Волге в границах Самары проходят парусные состязания его имени. Более чем через 100 лет после того, как гимназист Мясников заявил о себе впервые как о гонщике.

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

«Жигулевская кругосветка»…

Очень популярным среди самарских любителей водных путешествий начала XX века был маршрут «Жигулевская кругосветка» по Волге и Усе. Он до сих пор один из туристических брендов нашего края. В 1912 году самарец Владимир Попов впервые совершил скоростной проплыв на гребной шлюпке по этому маршруту. Расстояние в более чем 200 верст прошел за 18 часов, а на следующий год — за 17.

В наши дни скоростная «Жигулевская кругосветка» проводится ежегодно тольяттинцами. Рекорд прохождения на ялах — около 25 часов. Но и фарватер, течение на Волге нынче другие.

Рекорд Владимира Попова побили в 1914 году. Самарцы Гонин, Зорин, Сиваков, Дергачев, Мацевицкий прошли круг за 16 часов, включая сюда 45 минут на перевозку шлюпок в Переволоках и 30 минут на остановку для покупки молока.

Самарскому яхт-клубу исполнилось 110 лет

Спортсмены надели шинели…

Началась Первая мировая война. Спортивная жизнь города почти полностью свернулась. Многие надели военные шинели и отправились на позиции. В яхт-клубе на фронт ушли начальники почти всех комиссий. 2 августа 1915 года газета «Волжский день» опубликовала первое траурное известие:

«С момента открытия военных действий в печати неоднократно отмечалось, что наряду с другими добровольцами в войска пошло немало спортсменов разных кружков, спортивных организаций и яхт-клубов. Одним из таких спортсменов-добровольцев в войсках действующей армии был и член гимнастического отдела самарского яхт-клуба Г.Ф. Виликанов, который, как сообщают из армии, уже будучи награжденным Георгиевской медалью, пал в славном бою на австрийском фронте».

Соревнований стало намного меньше, но все-таки они проводились. Вот что писала газета «Волжский день» 2 сентября 1916 года:

«На днях в Саратове были устроены гонки на звание первого рулевого Поволжья. В них участвовали и наши самарские спортсмены. Отсюда на парусах пошли в Саратов и приняли участие в гонках две яхты — «Апаш» (рулевой владелец Р.К. Мецлер) и «Борей» (рулевой П. Деврион). Дистанция была определена в 16 верст. Вскоре после снятия со старта «Апаш» уходит от противников на довольно большое расстояние, временами соперничая в быстроте с моторной лодкой, выехавшей для указания места поворота. Через 1 час 48 минут 9 секунд «Апаш» под гром аплодисментов восхищенных саратовцев пришел к старту.

Таким образом, рулевой Р.К. Мецлер получил звание «Первого рулевого Поволжья». Между «Бореем» и саратовскими яхтами завязалась упорная борьба, кончившаяся полной победой «Борея», который пришел к старту вторым, пройдя дистанцию в 1 час 48 минут 15 секунд. Наиболее вероятным соперником для наших самарцев мог быть «Скиф», недавно спущенный на воду. Но он прошел дистанцию только за 1 час 58 минут 48 секунд. По окончании гонок присутствовавшим был предложен обед, на котором вице-командор саратовского яхт-клуба А.И. Скворцов обратился с приветствием к самарцам, добавив при этом, что самарцы умеют строить суда и умеют ими управлять».

За Первой мировой последовали революция, Гражданская война. Было не до спорта. Не строились и не покупались новые яхты, не велась хозяйственная деятельность, не вносились пожертвования и членские взносы. В архивах не сохранилось упоминаний о работе самарского яхт-клуба тех лет.

Возрождение парусного спорта в нашем городе началось в 1920 году.

Strahovka RU CPS

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *