Конка и трамвай в самаре

Конка и трамвай в Самаре…

История Самары

В цивилизованном мире уже никак не обойтись без самолётов, поездов, автобусов, троллейбусов и трамваев. Невозможно представить жизнь без воздушных и наземных транспортных путей сообщения. В этой статье рассказ про самарский трамвай, который пришёл на смену конно-железной дороге в Самаре, называемой в народе «конкой».

 

Более ста двадцати лет назад,в апреле 1890 года дочь потомственного дворянина Елена Николаевна Рубинская передала права и обязанности по устройству и эксплуатации конно-железной дороги в Самаре действительному статскому советнику Андрею Николаевичу Горчакову. Спустя четыре года,он,в свою очередь,передал исполнение договора по постройке и эксплуатации конно-железной дороги в Самаре Акционерному Обществу городских и пригородных конно-железных дорог в России.

Конка и трамвай в Самаре...
Конка в Самаре…

В декабре 1894 года комиссия по постройке конно-железной дороги сочла возможным ограничится,для начала,постройкой главной линии: от старого собора,по Казанской улице,мимо Александровского сквера,по Вознесенской, Воскресенской, Дворянской,Панской,Соборной,затем по Москательной,Самарской,Симбирской и Садовой улицам до Молоканского сада. Конка была пущена 10 июня 1895 года.

К постройке второй линии,от угла Москательной и Самарской улиц до железнодорожного вокзала,приступили 17 мая 1896 года.

Уже к июню месяцу 1897 года в имуществе конно-железной дороги в Самаре находилось: рельсовый путь с разъездами протяжённостью 8,7 км рельсовый путь в парке протяжённостью 425 метров,лошадей насчитывалось 101 штука, одна вагонетка,и различные парковые постройки: жилой деревянный дом,две канюшни,сарай для сена,вагонный сарай, деревянная кладовая,кузница и мастерские.

Трамвай в Самаре
Торжественное открытие движения электрического трамвая в г. Самаре 12 февраля 1915 г…

На эксплуатацию дороги и вышеперечисленную собственность Акционерное Общество имело арендное право на 20 лет. Причём на всё время действия договора Общество не имело права продавать и передавать имущество другому лицу.

Самарская Государственная Дума в мае 1899 года постановила разрешить Обществу перейти с конной тяги на электрическую, с тарифом за проезд в пределах 5-10 копеек. А к началу 1900 года разрешило устройство пригородной линии с оговоркой: «К постройке приступить летом,чтобы к 1 мая 1901 года линия была готова». Крутизна уличных подъёмов затрудняла использование «конки» и самарцы чаще стали поговаривать об использовании электрической тяги.

трамвай в самаре
Новый трамвайный поезд на линии. 20 октября 1951 год…

В июне 1901 года врачебно-санитарный совет через своего члена Мылицина просил обратить внимание Думы ,что, едущая публика по конно-железной дороге в Самаре,плюёт в вагонах где попало. Для устранения такого беспорядка совет предлагал составить обязательное постановление: «Курить и плевать в вагонах конно-железной дороги в Самаре воспрещается». Дума постановила рекомендовать управлению конно-железной дороги возможно тщательнее очищать вагоны на конечных пунктах.

Крупные города,друг за другом запускали у себя трамваи,а в Самаре вороные,гнедые и буланные всё ещё тащили громозкие,малопривлекательные вагоны конки.

трамвай в самаре
Трамвай без кондуктора, самообслуживание через кассу. Июль 1960 года. г. Куйбышев…

В июле 1905 года был заслушан доклад Управы с проектом контракта на постройку и эксплуатацию трамвая.

В докладе дворянин Сергей Несторович Постников ходатайствовал о предоставлении ему концессии на постройку в Самаре электрического трамвая. Дума решила заключить контракт с Постниковым,но этому контракту не суждено было осуществится в виду того,что Министерство внутренних дел не утвердило данный договор. На заседании 10 августа 1905 года Дума постановила предоставить Акционерному Обществу перестроить на электрическую тягу существующую железную дорогу с условием приступить к работе в течении 18 месяцев.

трамвай в самаре

На заседании Думы 5 сентября 1905 года постановили отложить решение вопроса о постройке трамвая,по проектам господина Постникова и Общества городских и пригородных конно-железных дорог в России до сформирования нового состава Городской Думы. В августе 1906 года поступило заявление дворянина А.П.Алабина с проектом договора на концессию постройки в Самаре трамвая. Но,так как в Думе уже были поданные ранее заявления с аналогичными предложениями,вопрос о сдаче концессии оставался открытым.

18 октября 1907 года для разработки условий по устройству трамвая была выбрана комиссия,которая в декабре того же года постановила сделать публикации в русских и иностранных газетах о вызове предпринимателей на постройку трамвая, исчислив на это 840 рублей. На заседании 15-17 апреля 1909 года после длительных дебатов было решено сдать концессию фирме,представителем которой являлся господин Решко. В связи с рядом несогласованний на заседаниях в мае переговоры с фирмой господина Решко были закончены.

трамвай в самаре

Было решено объявить конкурс на лучший проект постройки трамвая и электрического освещения и сдать постройку по конкурсному проекту подрядным способом. Два года спустя, 7 мая 1911 года Русское Государственное Императорское Техническое Общество уведомило Думу ,что первую премию получил проект инженера-технолога Суткевича Павла Антоновича. На заседании 10 августа 1911 года Думой была избрана и утверждена трамвайная комиссия. За наблюдением строительства трамвая пригласили иженера Суткевича,автора проекта,с зароботной платой 750 рублей в месяц.

Испытания новоиспечённых железных коней с электрической тягой проходили регулярно. И как всегда,любознательные самарцы собирались толпами,чтобы посмотреть на двигающуюся без лошади и без паровоза конку. Восхищению публики не было предела.

На линии было 5 вагонов. Первый вагон вёл устроитель трамвая инженер П.А.Суткевич. В вагоне ехало духовенство и кропило путь святой водой.

Трамвай оказался очень удобным средством передвижения. С пуском трамвая были выработаны и первые правила для пассажиров. Вагоны состояли из мест первого и второго классов. Фотографии вековой давности показывают нам,как это выглядело. Говоря современным языком,в вагонах эконом-класса стояли обычные скамейки. Освещение в них было очень тусклым.

В вагонах для более обеспеченных самарцев,стояли фанерованные диваны,в стены были вмонтированы светильники,а для проветривания в окнах были предусмотрены опускающиеся стёкла.

Путь от Алексеевской площади до слободки для пассажира обходился недорого. Казна с одной поездки пополнялась всего лишь на 6 копеек.Выручка от одного вагона в первый месяц эксплуатации составила 36 рублей в день. В советское время проезд стоил три копейки внезависимости от расстояния в одном направлении.

трамвай в самаре

Сейчас совершить прогулку на трамвае можно,заплатив кондуктору 25 рублей. Сядешь на Хлебной площади в трамвай 5-го маршрута,и катит он тебя до Барбошиной поляны. Под стук колёс хорошо думается,а в окнах мелькают знакомые улицы, проносятся целые эпохи… Все они отчётливо вырисованы самой архитектурой города. Нашей,самарской уникальной историей.

трамвай в самаре
Маршруты трамваев в Самаре…

Strahovka RU CPS

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *